Вы здесь
Скатерть-самобранка онлайн
В настоящее время более 1 млн россиян покупает фермерские продукты онлайн. В России созданы десятки маркетплейсов, специализирующихся на продаже деревенской продукции. По оценкам экспертов, сегодня это одно из самых перспективных направлений сбыта, и в недалеком будущем оно заберет 75 % рынка. При этом фермеры считают, что поскольку в крупных маркетплейсах невозможно продавать скоропортящийся товар, хорошим выходом становятся локальные интернет-магазины.
Едим по-новому
В последнее время в агросекторе много внимания уделяется новым технологиям и инновациям во всех сферах. К ним можно отнести и создание маркетплейсов для сбыта фермерской продукции. На сегодняшний день таких онлайн-магазинов в России насчитывается уже десятки — как крупных, так и локальных. Редакция газеты «Земля и Жизнь» сделала обзор рынка маркетплейсов. Например, платформа Поле.рф создана для того, чтобы аграрии могли закрывать все производственные потребности в режиме одного окна. На маркетплейсе фермер может взять кредит на покупку удобрений, приобрести их на Поле.рф, а потом продать урожай напрямую без посредников на выгодных для себя условиях. Из требований к потенциальному партнеру — он должен быть юридическим лицом. Есть и ограничения по объему — закупать необходимо от 10 тыс. тонн в год зерновых или масличных культур. Платформа позволяет принять готовые предложения или продавать на своих условиях, отправив мультизаявку нескольким покупателям на платформе.
Также АО «Россельхозбанк» создал первую в мире цифровую экосистему для АПК «СВОЕ», которая предоставляет агробизнесу более 40 полезных сервисов, помогающих снизить издержки и повысить рентабельность производства. Управляющий директор Центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк» Максим Коваленко считает, что если фермеры хотят зарабатывать больше, то могут наладить каналы сбыта через платформу «Свое Родное». Интернет-магазин на этом ресурсе можно создать бесплатно за 15 минут. Фермер сразу выходит на многомиллионную аудиторию покупателей по всей России. Проект охватывает две целевые аудитории: фермеров и покупателей их продукции. Председатель ассоциации «Фермеры Московской области» Максим Гриднев считает однако, что данная платформа не слишком подходит для сбыта фермерской продукции. «Попасть на этот сайт несложно, но из условий сотрудничества — доставка товара своими силами. Фермеру же невыгодно обеспечивать логистику, поскольку это очень накладно. Кроме того, там нужно заходить с большим ассортиментом, который также далеко не все могут предоставить», — поясняет Максим Гриднев.
Размер не имеет значения
Небольшие маркетплейсы, например, «Фермерские истории», обещают экологичную и натуральную продукцию от малых фермерских хозяйств и крестьянских подворий Кубани. Продукты напрямую с фермы, без красителей и добавок, выращенные в естественных условиях, прошедшие санитарный контроль и имеющие сертификаты. Маркетплейс дает дополнительные каналы сбыта фермерам (а это крайне важно для малого агробизнеса), покупателям же — возможность приобрести фермерскую (натуральную) продукцию у проверенного продавца. Фермеры отмечают, что им сложно развивать хозяйства, поскольку часто не хватает покупателей. Во время пандемии ситуация обострилась: рынки и ярмарки — основные каналы сбыта для частных фермеров — закрылись, продавать продукты стало негде и многие просто потеряли урожай. Повезло только тем, кто успел до карантина организовать онлайн‑торговлю. Фермер из Владимирской области Андрей Кравченко говорит, что многие его коллеги видят в сотрудничестве с маркетплейсами едва ли не единственный выход. «Мысли о доставке фермерских продуктов были и у нас самих, мы просто не могли это реализовать. Да, очень тяжело пришлось во время локдауна. Торговать запретили, и молоко, масло, творог я по соседям и друзьям практически даром раздавал, лишь бы не выбрасывать», — рассказывает фермер.
Экспертное мнение заключается в том, что торговать онлайн выгодно даже если нет локдауна. Когда бизнес торгует офлайн, ему приходится платить за аренду, зарплату продавцам, тратиться на доставку товара до ярмарки, а его остатков — обратно на склад. Интернет-магазин решает эту проблему. На площадке будут здоровые продукты напрямую от производителей, без участия перекупщиков. Да, они будут продаваться дороже, чем аналоги в «Пятерочке» или «Магните», но без наценки посредников и логистов.
«Ешь Деревенское» — не совсем традиционный интернет-магазин. Цены здесь назначают поставщики, а платформа добавляет свою комиссию 25–35 %. Основатель компании Илья Елпанов привлек около 19 млн руб. инвестиций и создал сообщество сельских жителей, у которых москвичи ежемесячно покупают продукты на 8 млн руб. Среди основных покупателей — женщины 25–35 лет с маленькими детьми, люди, которые следят за правильным питанием, и те, кому деревенские продукты напоминают детство. По оценке Ильи Елпанова, 4,5 млн жителей столицы предпочитают фермерские продукты, но в реальности онлайн-покупки делает не более 1 % потенциальных покупателей. «Сейчас фермерские продукты достаточно дорогие, но при правильных бизнес-подходах и автоматизации работы с поставщиками они станут доступными», — уверен Илья Елпанов.
С ним согласен представитель маркетплейса фермерских товаров АгроМП. «Наша площадка создана для того, чтобы избежать продажи товара через посредников и тем самым снизить стоимость продукции. Регистрация на сайте занимает всего несколько минут. Фермер регистрируется в качестве продавца — и все. Затем размещает свои товары и назначает цену. За качество своего товара продавец сам несет ответственность. Если же ему необходимы какие‑то документы, он оформляет их самостоятельно, мы можем лишь дать консультацию», — пояснил представитель компании.
Специалист по консалтингу Максим Орешин говорит, что даже неспециалисту ясно: продажи через интернет рентабельнее. «Специальной аналитики я не делал, но, конечно, поставлять свою продукцию гораздо выгоднее через маркетплейсы. Чтобы открыть обычный магазин, необходимо сразу вложить в оборот порядка 1 млн руб. При этом рентабельность составит порядка 20–22 %, срок окупаемости при самых оптимистичных прогнозах — один год, а чистая прибыль не более 200 тыс. руб. К тому же необходимо учитывать такие факторы, как удачный район, локация, трафик. Сбывать товар через перекупщиков еще более невыгодно», — поясняет эксперт.
Цифра: Более 1 млн россиян покупает фермерские продукты онлайн
Фермеры рекомендуют
По словам Максима Гриднева, фермерам сложно сотрудничать с крупными маркетплейсами, такими, как Озон или Вайлдберриз. «Сейчас мы стараемся активно заходить на Озон Фреш, там хорошо идут продажи таких товаров, как мед, орехи, варенье. А Яндекс Лавка, например, требует торговать под собственным брендом, и, конечно, не у всех он есть. Что касается скоропортящейся продукции, с этим сложно. Например, молочная продукция — это и маркировка, и система «Меркурий», так же и с мясом. И всем этим должен заниматься фермер», — говорит Максим Гриднев. Его слова подтверждает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда. «Я не знаю ни одного фермера, который бы продавал скоропортящуюся продукцию через крупный маркетплейс. У них для таких товаров нет ни системы контроля, ни инфраструктуры. Как, например, свежее молоко доставить через Озон? Это невозможно», — поясняет Михаил Шконда. По словам Максима Гриднева, основная задача фермера — прямые продажи. «Идет много разговоров о сбыте фермерской продукции через торговые сети, но ни один фермер не может обеспечить необходимый объем. В этом случае могли бы помочь кооперативы, но в нашей стране кооперация не развита. Таким образом, единственный выход — маркетплейс», — говорит Максим Гриднев. Он считает, что на сегодняшний день наиболее перспективная платформа для фермеров — realFBS. «Это тоже интернет-магазин, но там фермер имеет возможность выставить радиус доставки, и его продукцию видят клиенты, находящиеся именно в этой зоне. Вот здесь мы видим большую перспективу сбыта для фермеров. Вообще, в итоге маркетплейсы займут львиную долю рынка сбыта — я считаю, не менее 75 %. Это очень перспективное направление».
Михаил Шконда также называет создание интернет-магазинов жизненной необходимостью. По его словам, с учетом введенной системы «Честный знак» продавать фермерскую продукцию стало просто невозможно. «Необходимо распечатать наклейки, наклеить на каждую бутылку, подать данные и т. д. И все это в один день, впрок сделать нельзя. Если фермер один, когда ему этим заниматься? Такая возможность есть только у крупных предприятий. В интернет-магазине это все проще сделать. Так что небольшие маркетплейсы — это не просто выгодно, это жизненная необходимость», — резюмировал Михаил Шконда.
Мнение
Генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николай Соломон считает, что складывающаяся на сельхозрынке ситуация будет способствовать повышению конкуренции. «По мере роста объемов производства компании начнут конкурировать за повышение качества и снижение себестоимости производства товаров. Потому что даже если у компании нет амбициозных планов по наращиванию объемов производства, законы экономики никто не отменял: побеждает тот, у кого себестоимость ниже», — пояснил Николай Соломон.
Елена Рыжкова